Изучение психоэмоциональной сферы у детей при некоторых формах хронических расстройств питания и пищеварения, сопровождающихся нарушением кишечного всасывания, остается актуальной проблемой в нейропедиатрии в связи с возможностями ранней коррекции метаболических, неврологических и психологических нарушений.

Для диагностики психоэмоционального состояния использовали беседу с родителями и детьми, метод наблюдения за детьми во время обследования а так же специальные тесты и методики. При необходимости проводилось более глубокое нейропсихологическое и/или патопсихологическое обследование. Психическое развитие обследованных детей находилось в пределах возрастной нормы, но имело некоторые особенности. У 46% детей был повышен уровень тревожности. Удовлетворительное нервно-психическое состояние было отмечено только у двух детей дошкольного возраста. У 46% детей состояния слухоречевой, зрительной и ассоциативной памяти также было ниже возрастной нормы.
 
В дошкольном возрасте эмоциональное состояние как неблагополучное было оценено у 61% обследованных детей. У них преобладали такие симптомы как эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, невротические реакции, капризы, беспокойство, частые нарушения биоритма сна и бодрствования, навязчивые стереотипные движения при возбуждении, парасомнии в виде ночных страхов, сноговорения, снохождения.
 
Для детей школьного возраста было характерно снижение внимания, эмоционально-волевые нарушения, недостаточная сформированность произвольности в поведении, гиперактивность, импульсивность, недооценка последствий своего поведения. Самооценка у большинства школьников оставалась завышена, как проявление компенсации неуверенности в себе. У большинства детей был (до 70%) выявлен неадекватно завышенный уровень притязаний.
 
У детей предподросткового и подросткового возраста (10 — 14 лет) отмечена склонность к формированию патологических форм поведения компенсаторного и гиперкомпенсаторного типов, что создавало угрозу школьной и социальной дезадаптации.
 
В результате беседы составлялся психологический анамнез ребенка, выяснялось отношение родителей и самого ребенка к своей болезни, а также затрагивались вопросы соблюдения диеты, так как при данных заболеваниях она является одним из основных методов лечения.
 
Дети, которые начинали строго соблюдать диету с младенческого возраста, не считают себя больными. Для них соблюдение диеты — это уже образ жизни. При этом у них более благополучное нервно-психическое состояние. Дети, у которых диагноз был установлен позже, в старшем дошкольном или уже в школьном возрасте, тяжелее переносят ограничения, связанные с соблюдением диеты. Из-за этого чаще происходит ее нарушение и как следствие обострение заболевания. Все это ведет к общему ослаблению организма и истощаемости психических процессов.
 
Несмотря на то, что у детей, строго соблюдающих диету практически не выявлено снижение психических процессов, у них также как и у другой группы детей возникает психологический конфликт, так как они считают себя «не такими как все». 
 
Особенно сильно это ощущается, когда они начинают посещать школу, ведь практически во все школьные завтраки входят продукты, содержащие глютен и лактозу, которые противопоказаны детям с целиакией и лактазной недостаточностью. Более старшим школьникам очень сложно ходить на школьные вечеринки, дискотеки, в буфет, так как там для них нет еды.
 
Все это ведет к снижению самооценки и дети по мере взросления начинают отгораживаться от сверстников, замыкаться в себе, хотя потребность в общении со сверстниками у них остается.
 
Еще одним аспектом трудностей детей с целиакией и дисахаридазной недостаточностью является почти 95% гиперопека их родителями.
 
Большинство родителей отличаются повышенной тревожностью. Они уверены, что их дети ни на что без них не способны, что у них отсутствует самоконтроль, тем самым, убеждая их в своей беспомощности, что ведет к снижению их самооценки. Из за этого дети часто оценивают себя неадекватно, чаще всего завышая свои возможности и способности.
 
В результате проведенного обследования выяснилось, что в психологической поддержке и коррекции нуждаются не только дети, но и их родители.
 
Наши наблюдения показали, что выраженность неврологической симптоматики и психоэмоционального состояния зависит от тяжести основного заболевания, глубины обменных нарушений. Наиболее значимые нарушения со стороны нервной системы и отклонения в поведении отмечались у детей с целиакией, особенно в случае сочетания целиакии с вторичной дисахаридазной недостаточностью.
 
Ранняя коррекция метаболических нейродинамических нарушений, нормализация всех видов обмена, применение ноотропных, седативных препаратов в сочетании и с приемами психологической коррекции способствует в большинстве случаев нормализации клинической симптоматики, что давало положительную динамику в психомоторном развитии, а также улучшало социальную адаптацию пациентов.
 
При диспансеризации этой группы детей ведущая роль должна принадлежать гастроэнтерологу, однако, учитывая выявленные нами при обследовании значительный процент неврологических, психоэмоциональных расстройств, задержек темпа психоречевого и моторного развития -диктует необходимость регулярного контроля невролога, медицинского психолога с целью ранней коррекции диагностируемых нарушений.